Сергей Киврин: «В искусстве не может быть конкурсов…»

СЕРГЕЙ КИРВИН: «В искусстве не может быть конкурсов…»

Главные герои мира большого спорта - это атлеты, а также их тренеры, их команда: медики, массажисты администраторы, - короче говоря, те люди, задача которых - помочь добиться желаемого результата. Герой нашего материала не относится ни к одной из перечисленных категорий.

Однако за его плечами двенадцать Олимпиад, и с каждых Игр он умудрялся привозить ценные трофеи… Многие информационные агентства, ведущие печатные и Интернет-издания смотрят на мир большого спорта глазами этого человека - профессионального фоторепортера Сергея Киврина.

С Сергеем Кивриным мы знакомы с 1999 года, с тех пор как вместе работали на чемпионате мира по греко-римской борьбе в столице Греции, в Афинах. Это ему принадлежит идея сфотографировать Александра Карелина на фоне колонн Храма Зевса. Сделать это было непросто. Объект находился под усиленной охраной, и без специального разрешения снимать не разрешали. Тем не менее, все получилось…

А наша новая встреча состоялась в середине июня в Москве, в перерыве поединков чемпионата России по греко-римской борьбе. В просторном зале спортивного комплекса Российского Государственного Университета Физической Культуры было, можно сказать, вавилонское столпотворение: борцы, судьи, тренеры, почтенные гости, зрители. Но что удивило, Киврин безошибочно определил место, где наши пути должны были пересечься…

- Вы же предупредили, что будете фотографировать поединки чемпионата, - сказал Киврин. - А у меня профессиональная «болезнь»: попадая в помещение, сразу оцениваю интенсивность света, ищу хорошие точки для съемки, анализирую общую картинку. У меня в голове сидит такой человечек, который, даже если я без фотокамеры, делает снимки, стопкадры. Иногда это очень напрягает, сотни тысяч «файлов» за день, но вот сейчас, как видите, оказалось весьма полезным. Я предугадал Вашу траекторию движения от одной точки съемки к другой (улыбается Киврин) …

- Такое чутье – это, наверное, от рождения. Ведь Ваш папа, Владислав Киврин, тоже был профессиональным фоторепортером?

- Да, папа был известным мастером. Однако на меня до поры до времени магия фотографии не действовала. Сначала я довольно успешно занимался волейболом, играл за сборную МГУ и за сборную Москвы. Но большой волейбол меня тоже не привлекал. Не видел себя ни в качестве спортсмена, ни в качестве тренера. «Все это скучно», - думал я. Естественно, была масса соблазнов: красивая экипировка, поездки по разным городам и странам. Но я чувствовал, что спорт - это не мое. Скорее всего, просто не пытался задуматься об этом. В молодости ведь вообще редко кто-то о чем-то задумывается, в основном, большинство из нас, плывет по течению… Правда, как-то утром проснулся и подумал: «Я учусь в 9 классе, здоровый «лось», а кем буду по профессии, как стану деньги зарабатывать?» Тут на глаза попалась подсказка, а, точнее сказать, я увидел лежавший на полке культовый в советское время фотоаппарат «ЗЕНИТ», который мне подарили на день рождения. Я стер пыль с чехла, изучил, как говорят, материальную часть и стал с папой ходить на съемки. Папа часто снимал спорт. Когда я был в более младшем возрасте, то не раз посещал с ним футбольные матчи. Папа просто оставлял меня на трибуне с другими болельщиками и спокойно шел работать. Он знал, что меня никто не обидит. Действительно, в 60–е – 70-е на стадионы ходили семьями. Отец мог болеть за ЦСКА, сын – за «Спартак», мама – приходила за компанию. Чтобы кто-то матом ругнулся – не было такого. Пьяниц и дебоширов выгоняли сами болельщики, сдавали в милицию. Обязательно какой-нибудь хохмач шутками-прибаутками публику развлекал, выражение «судью на мыло» было самое жесткое. Люди приходили на матчи как на спектакль, чтобы посмотреть игру любимого «актера». Поэтому и к его партнерам, коллегам по цеху относились уважительно, даже если соперники выигрывали. Сегодня, к сожалению, многое иначе: фанатские группировки, драки, хулиганство, конфронтации с ОМОНом… У меня тоже были проблемы с милицией, но по другой причине. Папа сразу мне сказал: «Сергей, если хочешь профессионально снимать спорт, почувствуй вкус к самому процессу фотографирования, походи с камерой, понаблюдай, поищи что-то необычное, интересное в казалось бы простых и знакомых тебе вещах». Вот я и пошел «в народ», искал сюжеты на улицах Москвы. А в советское время человек с фотоаппаратом вызывал большое подозрение, думали, что шпион. Поэтому, на первых порах и в милицию попадал… Позже научился снимать «скрытой камерой», быть тенью, маскироваться, фиксировать события, происходящие вокруг, не привлекая к себе внимания. Фотографировал закаты, восходы, пустые и многолюдные улицы, первый снег. С помощью папы научился готовить растворы для проявления пленок и печати фотографий, знал и выполнял все операции сам. Мне повезло, что было с кем проанализировать отснятый материал, было с кем разобрать фотоработы. Хотя сегодня с появлением Интернета возможностей для роста гораздо больше: смотри произведения великих и известных мастеров, анализируй, пытайся повторить, приблизиться …

- Сергей Владиславович, глядя на Ваши спортивные фотографии, буквально кожей чувствуешь нерв борьбы, напряжение. Как Вам удается это передать?

- Не знаю… Только не удивляйтесь, но спорт сам по себе мне, честно говоря, вовсе не интересен. Я не болельщик, не фанат, не знаток статистики. Я считаю, что гораздо важнее быть проигравшим, чем одержать победу нечестным путем. Помните гол Марадоны, забитый рукой на чемпионате мира 1986 года? Из этой же серии гол Тьерри Анри, забитый в ворота сборной Ирландии. «Рука Бога»… Бог, Судьба не терпят фальши, нечестности. Благодаря игре рукой Анри, Франция справилась с Ирландией, прошла отбор на чемпионат мира нынешнего года, но в группе с треском провалилась… Никогда эти футболисты не будут для меня интересны, потому что в любой ситуации надо иметь мужество оставаться честным, оставаться человеком. Вот знаменитый советский футболист Игорь Нетто – из «другого теста». На чемпионате мира в 1962 году, когда сборная СССР играла против Уругвая, арбитр засчитал взятие ворот наших соперников. Мяч оказался в сетке, но Нетто видел, что мяч туда попал через дырку с внешней стороны ворот, и убедил судью в своей правоте… Конечно, это могло дорого стоить, но сборная СССР честно выиграла со счетом 2:1, забив решающий мяч в добавленное время. Люди, личности… Меня всегда интересовали люди - в спорте, в искусстве, на войне – не важно. Люди, которые находятся в каких-то ситуациях - комфортных ли, экстремальных ли. Мне всегда было интересно, как они переживают эти внешние раздражители, как все это отражается на их внутреннем мире.

Поспорю с классиком: не только глаза являются зеркалом души, но и жестикуляция, мимика, походка… При каком-то удачном освещении, при хорошем ракурсе все эти «штрихи к образу» можно усилить. А еще интересна сама красота движения - как она раскрывается в спорте, в искусстве, в повседневной, обыденной жизни. Иногда удается сработать на контрастах, иногда обстановка, окружающая объект съемки, подчеркивает гармонию и энергетику. С каким знаком - «плюс» или «минус» - это другой вопрос. Главное - передать эту атмосферу. Когда все получается, тогда и возникает такое ощущение, как Вы сказали - «буквально кожей». А еще помогает в работе то, что я люблю своих героев, люблю фотографировать, и делаю это в первую очередь для себя. Даже не для редактора, а исключительно для себя. Может, отсюда и легкость в восприятии, надо мной нет внешнего давления. Внутри, естественно, идет работа. Хочется сделать красиво, профессионально, интересно, но заставлять себя или «выдавливать» идеи не приходится. Правда, есть один нюанс: профессиональный подход к работе не дает права рисковать. Прежде чем искать необычный кадр, надо выполнить программу минимум - сделать добротный, хороший, «крепкий» кадр, который примут в редакции. Однако, это не «халтура», не дежурный снимок: композиция, эмоции, ясность идеи - все должно быть на уровне. И уже только потом можно заниматься творчеством.

- С появлением Интернета, различных фотосайтов пространство быстро наполнилось множеством работ. Среди них есть и гениальные, есть и посредственные фотоснимки. Как разобраться во всем этом многообразии? Что ценно и классно, а что можно забыть, стереть, выбросить в корзину?

- Я считаю, что любой фотоснимок, сделанный даже дошкольником на самую простую камеру, через тысячу лет будет иметь баснословную цену. Главное - сохранить этот кадр для потомков. Представьте, если бы сегодня у нас были бы фотографии Александра Македонского - как он садится на коня, как идет в атаку; как заседает Римский сенат, например… Даже в том случае, если бы там были проблемы с композицией, с цветопередачей, но сохранилось бы изображение, это стало бы фантастической, бесценной реликвией… Но у нас нет в запасе тысячи лет, и задача фоторепортера - найти способ, чтобы его снимки стали знаковыми сегодня. Для этого иногда надо подождать, хотя, конечно, не тысячу лет. Может, 10 минут, может быть, день, но результат иногда компенсирует все издержки. Если мы договорились, что фотографируем в первую очередь потому, что это доставляет удовольствие, то лучшая награда - вовсе не деньги, а личное удовлетворение от проделанной работы. Если такое чувство есть, то все - ты выбрал профессию правильно.

- А как относиться ко всевозможным конкурсам?

В искусстве не может быть конкурсов. Нравится- не нравится – это слишком субъективно. Я много раз посылал работы на World Press Photo (http://ru.wikipedia.org/wiki/World_Press_Photo), но не получал ничего. Вижу, за что отметили лауреатов. Это ужас! Но за такие кадры дают Гран-при… Просто удивляешься, почему люди ничего не видят вокруг себя, как будто они из параллельного мира какого-то, где все в других красках… Мы с Андреем Головановым тоже пытались конкурсы проводить – лауреаты были рады и счастливы. А те, кого не отметили, обрушились с гневными комментариями. Бывают фотографии как абракадабра, как набор букв. И люди почему-то считают возможным, сыграв «чижика-пыжика» на рояле Steinway & Sons, заявляться на конкурс Чайковского… Повторюсь еще раз: мы договорились, что снимаем для себя. Нравится, «зацепил» отснятый материал – значит, все хорошо.

- А как же быть с тем, что уровень достатка у всех разный? У Ваших опытных коллег и цифровые камеры, и объективы мощные. И как может какой-нибудь подросток с ними конкурировать? Или, например, круг общения, фотографии известных людей всегда имеют большую цену для новостей, для истории…

- Очень просто, на уровне выражения идеи. Если у меня фотоаппарат «СМЕНА- 8М», я додумаюсь, что не надо идти снимать в помещение с плохим освещением. Да, придется походить и поискать место на улице, где идеальный свет. Надо будет выждать момент, когда мимо будет проходить мой «герой», оказаться поближе, но я найду свои преимущества и сделаю несколько кадров. Если я не вхожу в какой-то пул, не имею доступа к VIP -персонам, то буду снимать простых людей - детей, стариков, молодых мам, рыбаков на набережной. Это очень интересно, потому что простым людям не надо «делать» лицо, они такие, как есть, естественные.

- Это как охота, как работа снайпера…

- Иногда очень похоже, это правда. И это придает остроту и некую романтику. Фоторепортеру тоже надо быть терпеливым, уметь ждать, уметь быть незаметным для окружающих. И Бог вознаградит за терпение - знаю это на личном опыте. Бывает, как сигнал какой-то свыше поступает, или внутренний голос говорит: «Встань здесь, включи камеру, смотри в видоискатель». Бывает, придумаешь какую-то идею, и… мысль материализуется! Надо только быть готовым сделать кадр. Как в истории про одного рыбака, который пытался на протяжении нескольких десятков лет в луже щуку поймать. Ходил изо дня в день, забрасывал удочку, сидел, терпел насмешки, укоры, но вдруг выпал один шанс на миллион, и он его не прозевал, подсек и вытащил долгожданный трофей… Байка, конечно, но для фоторепортера - как модель поведения. Шансов у нас, конечно, больше, но надо быть всегда наготове, чтобы успеть «подсечь вовремя»…

- И все таки про конкуренцию на уровней идей…

- Приведу простой пример. Как-то у меня был такой случай. Я работал в жюри на детском конкурсе, и 13-летний мальчик сделал фотографию. Сюжет простой: двор, драные ворота хоккейные, вратарь в таком растерзанном свитере, весь чумазый, и на грудь мяч принимает, закрыв глаза… По накалу снимка – это Античные Олимпийские игры! Я просто позавидовал этому юному фотографу, для меня это стало каким-то новым импульсом в творчестве. Каждая классная фотография, неважно кем она сделана и на какой технике, всегда будет резонировать, она всегда заряжена особой энергетикой. Вот это и есть критерий оценки, значимости. Понимаю, что не все так просто, но если ты сумел реализовать свою идею, и она понятна и привлекает внимание любого зрителя, значит, это гениальная работа.

- А голова не кружится от успехов?

- Нельзя этого допустить, нельзя чувствовать себя всезнающим мэтром, это очень опасно. Есть вероятность остановиться в развитии. Скажу больше: удел творческого человека – самокопание, это неотъемлемый его аттрибут. Порой мне кажется, что все, что я снял, просто бездарно, и к этому надо привыкнуть. Однако если твои снимки публикуют, если на них обращают внимание, это возвращает в реальность. Я уже говорил, что спорт как таковой для меня не интересен, но я человек со спортивным, заводным характером. Мне надо все время самоутверждаться. Если занимаешься каким-то делом, надо быть в первых рядах. В принципе, любой мужчина должен таким быть, профессионалом. И не обязательно суперчемпионом. Слесарь, медик - это неважно. Но – профессионалом. Этим мужики и интересны.

А я до сих пор ученик, у меня не пропало это чувство радости и восторга от первого своего отпечатка. Радуюсь каждый раз, включая цифровую камеру и замечая, что там что-то получилось. У меня никогда нет стопроцентной уверенности, что все получится: мандраж, хоть и легкий, но присутствует. Однако это требование жанра, волнение должно быть обязательно.

- Хорошо, но вкусы у людей разные. Как найти пресловутый общий знаменатель?

- Мне очень помогла для развития учеба на факультете журналистики Московского Государственного Университета. Что дал МГУ? - Список литературы, необходимый, чтобы стать нормальным человеком. Чтобы быть подготовленным, чтобы мог разбираться в том, что происходит вокруг, в мире, чтобы душа развивалась. И до всего было дело, чтобы по любому поводу имел свое суждение. Четыре- пять лет в вузе – этого мало. Надо постоянно чем-то интересоваться, быть, как сейчас модно говорить, «в теме», «рубить фишку». А для этого нужно ходить в кино, в театр, на выставки. Классика и современная культура с различными течениями и направлениями - надо максимально быть в курсе. Правда, все принимать на веру нельзя, следует фильтровать информацию. Так, например, нельзя сказать, что я люблю театр, но есть спектакли, на которые надо ходить. Есть книги, которые надо читать, есть картины и скульптуры, которые надо видеть - хоть репродукции, хоть их фотографии. Это расширяет набор приемов творческого человека.

Попытаться в твоем фотоперсонаже рассмотреть «улыбку Джоконды», увидеть позу роденовского «Мыслителя»… Творчество подразумевает анализ увиденного. Ты должен все время иметь свое отношение свое к объекту съемки и должен уметь передать это отношение - к человеку, к событию. Многие просто фиксируют, без своего взгляда. Если быть просто фотографом-фиксатором, то этого хватит, чтобы работать в ателье. Но, на мой взгляд, это не так интересно. Помните фильм «Зигзаг удачи»? Там герой Евгения Леонова - фотограф Володя Орешников - сказал следующее: « Я устал снимать для паспортов и сезонных билетов, хочу снимать поток жизни, мне бы в «Огонек», в «Агентство печати Новости»…

- У Леона Фейхтвангера в произведении «Еврей Зюсс» есть такие слова: «Только простак может соблюсти себя в чистоте; кто умен и многогранен и не хочет остаться совсем в стороне от мимо текущей жизни, тот неминуемо должен замарать свою душу и стать предателем». К Вашей работе, на мой взгляд, это тоже имеет отношение. Вопрос, как не поддаться соблазну уйти в «желтую» прессу, в «папарацци», что делать, если редактор за хороший гонорар попросит «изуродовать» хорошего человека с помощью широкоугольной оптики - кому-то нос огромный сделать и пр. Как сохранить чистоту души, профессии, и в тоже время не лишиться заработка?

- Очень просто. Неважно, где вы живете - в столичном городе или в районном центре. Там всегда будут и «желтые» СМИ, и издания с нормальной, не извращенной ориентацией. Я не могу себе позволить предавать людей, которых уважаю, поэтому даже случайные курьезные кадры, которые могли бы быть интересны скандальной прессе, удаляю сразу, без жалости и сомнений. И тут мы возвращаемся к вышесказанному. Мы же договорились рассуждать о фотографии, как о любимой работе, которую ты делаешь для собственного удовольствия. Следовательно, не стоит гнаться за быстрой популярностью, не надо стараться угодить конъюнктуре. Всем все равно не угодишь. Ветер может перемениться – и перед кем-то будет неудобно, неловко. Лучше быть в согласии с самим собой, рано или поздно союзники найдутся. Вообще в этом вопросе много подводных камней, тонких моментов… Как-то раз мы с моим товарищем Андреем Головановым сильно «обожглись». Одно издание опубликовало нашу фотосессию с двукратным победителем Олимпийских игр, двукратным обладателем Кубка Стэнли Вячеславом Фетисовым. Ничего особенного, спокойные, домашние фотографии, но корреспонденты сопроводили их жутким текстом… Получилось, что и мы вроде как «замазаны». Было очень неприятно.

- Сергей Владиславович, а Ваши личные симпатии к героям своих сюжетов не мешают в работе?

- Мешают, очень. Фоторепортер должен быть беспристрастным, нейтральным, и тогда будут эмоциональные фотографии. Приведу один пример. Мне было неимоверно трудно снимать финальный поединок Сан Саныча Карелина, когда он боролся в Сиднее. Я знал, каким тяжелым выдался его четвертый олимпийский цикл, что мешало тренироваться. Предолимпийский сбор мы провели на Горном Алтае, в сказочном месте на Семинском перевале. Сначала все было идеально, а потом вдруг в середине июля на перевале сильно похолодало, серые тучи закрыли солнце, и всю последнюю неделю сбора моросил противный мелкий дождь… Тогда Карелин простыл. Из-за болезни он пропустил августовский Мемориал Ивана Поддубного. А за несколько дней до отъезда в Сидней на тренировке травмировал руку... Всегда тяжело снимать близкого человека. Я верил в то, что Карелин победит, когда он шел на поединок удалось поймать этот кадр, согласитесь, символично...

Во время финала я боролся с самим собой. Этот человечек, который сидел внутри меня, волновался, переживал, негодовал, плакал навзрыд и не давал сконцентрироваться на работе. Я до сих пор считаю, что Судьба оказалась несправедлива к Сан Санычу - не только потому что он больше был достоин той награды, но и потому что я люблю этого человека и уважаю. Оговорюсь, что это мое личное восприятие. Не всем это понятно, не всем понравится.

- Биатлонисты, стрелки говорят, что для меткости надо представить, что винтовка, ружье, пистолет – это продолжение руки. Еще говорят, что главное не смотреть, а видеть... Какая из моделей поведения, восприятия определяет содержание работы фоторепортера?

- Я считаю, что главное - чувствовать, и снимать то, что чувствуешь. Пусть часто приходится «рвать сердце» и переживать, но иначе нельзя. Вот самое адекватное сравнение: фоторепортер должен себя чувствовать как рыба в воде, которая всем телом ощущает все нюансы, мельчайшие детали окружающего мира.

записал Константин Круглянский

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФОТОРЕПОРТЕРОВ АНДРЕЯ ГОЛОВАНОВА И СЕРГЕЯ КИВРИНА: http://golovanov-kivrin.ru/ 

июль 2010 года